АО «Заводоуковский машиностроительный завод» работает на российском рынке более 70 лет. В откябре 1941 года в рабочий поселок Заводоуковский прибыл эвакуированный из Воронежа авиационный завод №499 - он и составил основу будущего завода по производству планеров - "бесшумной авиации".


Директором и главным конструктором завода был назначен Александр Сергеевич Москалёв. Еще перед войной Москалев предложил конструкцию десантной кабины для тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. С выпуска этих кабин и началась деятельность завода, а в скором времени завод приступил к выпуску планеров А-7 и АМ-14. Мало кто знает, что в годы войны именно здесь, на авиапланерном заводе, по заданию Комитета обороны впервые в России была спроектирована общевойсковая серия реактивных самолетов: истребитель-перехватчик РМ-1 ("реактивный Москалева") и несколько вариантов истребителей БИ-1, БИ-2, БИ-2М. Вместе с продукцией для фронта завод с 1942 года выпускал учебные планеры А-2 для авиационных школ. Одна из таких школ работала в Заводоуковске. В ней учились будущие космонавты В.Комаров и Л.Демин. Базой школы служил заводской аэродром, на котором работали самолеты-буксировщики и учебный самолет По-2. В конце апреля 1945 года авиазавод реэвакуировали, но не в Воронеж, так как он был разрушен, а в Ленинград. На базе оставшихся цехов организовали новое производство. 3 июня 1958 г. в соответствии с Распоряжением Тюменского СНК Ново-Заимский механический завод переименовывается в Тюменский завод сельскохозяйственных машин (Тюменьсельмаш). В период с 1958-1973 гг. завод был ориентирован на выпуск передвижных ремонтных мастерских и запчастей для сельхозмашин, тракторных самосвальных прицепов, навесных жаток для раздельной уборки ЖН-4.ОБ, самопередвижных зерноочистительных машин ОВВ-20, тракторов для буртования торфа на торфопредприятиях, КСА-3 (разбрасыватель минеральных удобрений). Уже к 1973 году на заводе насчитывалось 1 840 человек. Площадь земельного участка завода составила 29,3 га. Завод имел жилой фонд в количестве 72 домов с эксплуатируемой площадью 14, 15 тыс. кв. метров. До 1992 года для нужд Минобороны предприятием выпускалось около 15 модификаций различных кузовов-фургонов на шасси автомобиля и прицеп-шасси в количестве около 200 единиц в месяц. С 1 декабря 1989 года завод на основании приказа Минхиммаша №320 стал называться «Заводоуковский машиностроительный завод». К этому времени расширился ассортимент выпускаемой продукции.


Производство кузовов-фургонов различных модификаций, в том числе на шасси КАМАЗ 4310, достигало 1,5 тысяч в год, до 900 штук МХА-7 (машина для внесения в почву минеральных удобрений), более 60-ти наименований запасных частей для ремонта сельхозмашин, запчасти к автомобилям ВАЗ и многое другое.


Предприятие имеет свои подъездные железнодорожные пути, что существенно облегчает и сокращает сроки доставки продукции к потребителям.


С сентября 1992 года, ориентируясь на потребности предприятий, работающих в условиях Крайнего Севера, завод приступил к выпуску нового вида продукции на базе военного изделия 2603Б: здания жилые мобильные типа "Кедр", не только не уступающие, но и превосходящие по прочностным характеристикам зарубежные аналоги. Выпуск начинался с 2-3-х модификаций, в настоящее время АО «Заводоуковский машиностроительный завод» производит более 500 модификаций "Кедр". Объем производства увеличился с 20 изделий в месяц в 1992 году до 200 изделий в месяц - в 2002 году. Всего на предприятии за весь период производства вагон-домов "Кедр" выпущено более 20 000 изделий.